Радио ♫♪
320 Kbit/s

Курс валют на 28 июля
$ USD 73.8471 ▼-0.2509
€ EUR 86.9919 ▼-0.3252
Сейчас
+6°C
переменная облачность
переменная облачность
Россия
Иркутская область
Заболело
6172812
83836
Выздоровело
5526950
71940
Умерло
155380
3595

Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай

Рейтинг
0.0
Интерьер
0.0
Сервис
0.0
Цены
0.0
Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай
Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай 0Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай 1Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай 2

Путь, идущий через перевал, является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром. Кроме того, это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера, а также до сел Коо и Балыкча.

Перевал Кату-Ярык является наиболее сложной, но вместе с тем и самой красивой частью дороги, соединяющей село Балыктуюль с южным побережьем Телецкого озера. Вместе с Чулышманской долиной перевал Кату-Ярык является одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Горного Алтая. Туристов сюда привлекает нетронутая природа, сохранившаяся в почти первозданном виде благодаря удаленности и безлюдности этих мест.

Описание перевала

Перевал Кату-Ярык по своей сути является крутым спуском с Улаганского плато в Чулышманскую долину, проходящим по склону горы. При этом перепад высот от подножья до вершины склона составляет 800 метров, а крутизна склона – около 35 градусов.

Перевал состоит из 9 поворотов. Общая длина спуска насчитывает 3600 метров. Средний уклон дороги составляет 10 градусов. Последняя прямая непосредственно перед спуском в долину отличается максимальным уклоном.

Вид на долину Чулышман с перевала Кату-Ярык
Вид на долину Чулышман с перевала Кату-Ярык (Kirill Skorobogatov / flickr.com)

В самой верхней части перевала есть хорошая обзорная площадка, с которой открывается потрясающий вид на всю Чулышманскую долину. Долина видна примерно на пять километров как вверх, так и вниз по течению.

Разъехаться с автомобилями, идущими навстречу, на перевале Кату-Ярык возможно только на поворотах, где для этого имеются небольшие карманы. Наибольшая ширина земляного полотна здесь составляет всего шесть метров. Интенсивность движения через перевал Кату-Ярык по данным на 2009 год составляет 64 машины в сутки.

В техническом отношении подъем является довольно непростой задачей. Особенно сложно подняться на машине с передним приводом, в этом случае может понадобиться посторонняя помощь. От водителя при прохождении перевала Кату-Ярык требуется предельная осторожность и внимательность. Не стоит спускаться или подниматься по нему в темное время суток. Особенности прохождения перевала могут сильно различаться в зависимости от погодных условий.

Строительство перевала дало возможность туристам более удобно и быстро добираться в Чулышманскую долину, которая славится своей природной красотой. Напротив перевала, на другой стороне долины, находится водопад Карасу, который также называют Кату-Ярык. Его высота составляет 40 метров, и он отлично просматривается непосредственно с обзорной площадки. В радиусе нескольких километров вверх и вниз по реке имеются еще несколько высоких водопадов, до которых можно дойти пешком.

Перевал Кату-Ярык, Алтай
Перевал Кату-Ярык, Алтай (Kirill Skorobogatov / flickr.com)

По Чулышману проходит граница Алтайского заповедника, площадь которого составляет более 9% от всей территории республики. Другие природные достопримечательности данного региона включают урочище Аккорум (Каменные грибы), которое расположено примерно в 22 км от перевала, и водопад Большой Чульчинский (Учар) – около 30 км от Кату-Ярыка. Расстояние до южного побережья Телецкого озера составляет около 50 км.

Благодаря перевалу Кату-Ярык постепенно развивается туристическая инфраструктура в таком ранее крайне труднодоступном уголке Алтая, как долина реки Чулышман. Сегодня здесь имеется несколько туристических баз, где путешественники могут остановиться на ночь. Прямо под перевалом находится турбаза «Кату-Ярык».

Особенно большое значение перевал имеет для местного населения, которое теперь может легко добраться до большой земли на автомобиле.

История строительства перевала

Вплоть до недавнего времени Чулышманская долина была одним из самых труднодоступных природных достопримечательностей Горного Алтая.

До конца 1980-х годов не было вообще никакой автомобильной дороги, по которой можно было бы спуститься в долину реки Чулышман. Местное население использовало только конные тропы и лодки, для того, чтобы водным путем добраться до Телецкого озера.

Работу по строительству серпантина начали в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, который был тогда председателем совхоза «Советский Алтай». По большому счету, строительные работы осуществлялись всего тремя бульдозеристами, проделавшими за два года очень масштабную работу. Движение автомобилей через перевал Кату-Ярык было начато осенью 1989 года.

В 2011 году начали прокладывать новый перевал, однако, позже работы были приостановлены. Он должен пройти по более устойчивому склону, соответственно будет безопаснее за счет уменьшения уклонов дороги, увеличения ширины дорожного полотна и обеспечения лучшей видимости на витках серпантина. Из-за более пологих уклонов новая дорога будет длиннее существующего спуска на 1240 метров.

Как добраться до перевала Кату-Ярык?

Чтобы добраться до перевала Кату-Ярык, необходимо свернуть с Чуйского тракта на грунтовку сразу за селом Акташ. Эта дорога известна как Улаганский тракт. Через 8 километров она проходит через узкий проход между отвесными скалами красного цвета, который называют Красные ворота, а через 26 километров грунтовка идет через Улаганский перевал, высота которого составляет 2080 метров над уровнем моря. Дальше дорога проходит через населенные пункты Улаган и Балыктуюль.

В селе Балыктуюль необходимо свернуть направо. Эта дорога идет по Улаганскому нагорью и проходит мимо Пазырыкских курганов, которые находятся примерно в 4,5 км от села в урочище Пазырык. Курганы хорошо видны с дороги и отличаются своими гигантскими размерами, парным расположением, а также богатством найденных в них объектов. Здесь же расположено еще одно интересное место — Арагольская оросительная система.

Дальше дорога выходит непосредственно к перевалу Кату-Ярык. После спуска, она идет параллельно левому берегу реки Чулышман, проходит через села Коо и Балыкча и заканчивается лишь на южном побережье Телецкого озера. Дорога на перевале и в долине Чулышмана – довольно плохого качества, на ней много крупных камней и выбоин.

Адреса и контакты

962
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

© 2021 Портал Казачинско - Ленского района

Scroll To Top

Russian Mix
320 Kbit/s

Radio Record

64

128

320

Russian Mix

64

128

320

Trance Mission

64

128

320

Pirate Station

64

128

320

Vip Mix

64

128

320

Teodor Hardstyle

64

128

320

Dancecore

64

128

320

Breaks

64

128

320

Chill-Out

64

128

320

Dubstep

64

128

320

Супердискотека 90-х

64

128

320

Club

64

128

320

Медляк FM

64

128

320

Гоп FM

64

128

320

Pump'n'Klubb

64

128

320

Yo! FM

64

128

320

Deep

64

128

320

Trap

64

128

320

Trance Hits

64

128

320

1970-е

64

128

320

Vesnushka FM

64

128

320

Bass House

64

128

320

2-step

64

128

320

Tecktonik

64

128

320

Neurofunk

64

128

320

Hypnotic

64

128

320

Trancehouse

64

128

320

EDM Hits

64

128

320

House Classics

64

128

320

Uplifting

64

128

320

Darkside

64

128

320

Dream Dance

64

128

320

Big Hits

64

128

320

House Hits

64

128

320

Synthwave

64

128

320

Progressive

64

128

320
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.