Депутат Госдумы Михаил Щапов: федеральному центру необходимо обратить внимание на регионы-доноры
Губернатор обозначил очень серьезную проблему. В первом полугодии 2017 года Иркутская область показала просто прорывные результаты: перечислила в федеральный центр 87,9 миллиарда рублей — это на 38 миллиардов больше, чем за аналогичный период в прошлом году. В консолидированный бюджет области за те же шесть месяцев поступило 68,4 миллиарда рублей, что тоже больше прошлогоднего – примерно на 10 миллиардов.В стране буквально единицы регионов, которые могут похвастаться подобной динамикой. Но обратите внимание: в федеральный бюджет область перечислила куда больше, чем осталось в регионе. В ответ же получила от федерации все те же 2 миллиарда рублей в виде трансфертов, что и в прошлом году. То есть, системы поощрения успешных регионов в стране нет. Зато глубоко дотационными территориями федеральное правительство занимается постоянно и очень активно. Им помогают реструктурировать долги, добавляют трансферты и т.д. Получается странная система межбюджетных отношений: регионы, которые что-то делают для развития экономики, повышения благосостояния своих жителей, имеют для Москвы явно меньший приоритет, чем те, кто не делает ничего.
Сегодня, 11 октября, в Думе будет выступать вице-премьер РФ Дмитрий Козак — как раз по теме межбюджетных отношений. Очень надеюсь услышать от него, что правительство готово сделать для изменения этих странных принципов. Мы же с Сергеем Георгиевичем и коллегами договорились о создании в Госдуме отдельной рабочей группы депутатов из разных фракций, которая со своей стороны займется разработкой поправок к существующим правилам межбюджетных отношений. Необходимо, чтобы эта система поощряла активность регионов, их желание зарабатывать, а не наоборот.
В том, что касается непосредственно моей работы, я доложил главе региона, как идет процесс обсуждения моих законодательных инициатив в Госдуме. Особый вопрос возник по законопроекту об экологической экспертизе. На днях Минприроды обнародовало свое видение того, как облегчить режим экспертизы на прибайкальских территориях. В целом он практически повторяет мой законопроект, разница лишь в том, что я предлагаю освободить от обязательной экспертизы объекты третьей и четвертой категории, а Минприроды – только четвертой, жилье и отдельно стоящие социальные объекты. Причем только при условии, что они финансируются из бюджетной системы. Это странный подход, который зачем-то вводит сюда как критерий источник финансирования, тогда как единственным критерием может быть потенциальная экологическая опасность для озера. Если социальный объект неопасен, какая разница, на чьи средства он строится? Мы намерены продолжить диалог с министерством природных ресурсов и экологии РФ, и глава Иркутской области обещал помочь в этой работе.