Вторая жизнь забытого рукоделия
Пушистым крестик становится за счет разрезания нитей. Чтобы изделие было объемным, нужно использовать либо шерсть, либо акрил. Хлопчатобумажные нитки не подойдут. Дизайн, цветовая гамма могут быть разными. Черный, синий, красный цвета обеспечат русский колорит. Пастельные оттенки придадут не праздничные, а скандинавские мотивы.
В нынешней экспедиции удалось не только овладеть технологией, но и сделать выводы о ее происхождении. По словам Лидии Мельниковой, скорее всего вышивка «пушистым крестиком» родилась на Украине. Татьяна Юрьевна рассказала, что в 1982 году она с мужем побывала у свекрови в селе Грабовцы Богородчанского района, откуда и привезла технологию вышивки. Все основы ей показала местная жительница Наталья Данилюк. На Украине этот способ называли «на подушку». Любовь Фасолько тоже вспомнила, что на своей родине в Хмельницкой области видела, как женщины вышивают в подобной технике.
«Пушистым крестиком» ее назвали именно в Казачинско-Ленском районе. Правда, со временем интерес к вышивке в деревне угас.
– Интерес исчезает, потому что ручная работа – это сложно, долго и не продашь выгодно. Современные людям не до рукоделия. Вопрос: нужно ли этим заниматься? Конечно, да. Это так помогает жить и отвлекает от плохого, от негатива, который нам преподносят. Это ведь не просто создает красоту в доме, это занятие для души. Совершенно незаслуженно вышивка «пушистым крестиком» забыта. Как и многие другие техники рукоделия. Нет осознания, что это модно, ценно, уникально. Но я уверена, что мода циклична. И еще придет время «пушистого крестика». Главное, чтобы технология не канула Лету, – говорит мастерица.
Чтобы «пушистый крестик» не исчез, она вместе с коллегами из Иркутского областного Дома народного творчества готовит методический сборник с описанием технологии вышивки, монтируют фильм. Также запланирована серия мастер-классов, где Лидия Мельникова раскроет все секреты уникальной вышивки.