Пламя победы.
Обретение огня. Мифология.
По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.
За похищение огня, Зевс приказал Гефесту пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.
Наказание Прометея — подчеркивает значимость огня в жизни человека. Огонь — это тепло, огонь — это пища. В этом смысле роль огня для человечества является определяющей в процессе укрощения природы. Ведь переход к современным условиям существования от условий прародителя, происходил и происходит в вечной борьбе с нестабильными и независящими от человека объективными факторами существования, к более стабильным и подконтрольным. А огонь позволил главное — изменить рацион питания, изменить локальный (в жилище) климат, продлить световой день, позволив человеку больше работать. Огонь — это свет! И не случайно в мифологии похищенный огонь Прометей приносит от солнца — главной стихии определяющей существование всего земного.
Укрощенный огонь становится фундаментом для будущих цивилизаций, а забота о нем (поддержании) является главной и почетной задачей. Обладание огнем, секрет огня, приравнивает человека к божеству. Это нашло свое отражение в первобытном обществе — многие племена поклонялись духу огня (Агни — Э. Тэйлор, Первобытная культура): божеству огня поклонялись, как благодетелю людей, ходатаю перед другими богами, очистителю, исцеляющему больных. Многие тунгуские, монгольские и туркменские племена приносят жертву огню, а некоторые из них не приступают к еде, не бросив кусочка пищи на очаг. В связи с неоднозначностью божества огня (его считали не только добрым, но и зачастую злым), к нему обращался первобытный человек и с просьбами беречь жилище, и чтобы тот не гневался и не жег кров — приносились жертвы. Поверия о том, что нельзя плевать на огонь, крошки со стола предназначены огню, а хлам, напротив, в него бросать нельзя — живы и по сей день, когда очевидно господство традиционных религий, а человечество имеет высокий уровень просвещения. Следует так же не забывать, что в различные времена шествия с огнем (фетиш огня), исполняли определенные церемониальные роли. Так известны шествия буддийских монахов. Различные культовые мероприятия и по сей день проходят с использованием огня, языческие и шаманские костры, окуривания, пламя в свечах и лампадах и т.д.
Символизм и новая вера.
Многое из символики Третьего рейха сегодня выглядит удачным, потому что стало привычным. Как всё это воспринималось изначально, теперь уже сказать трудно.
Гитлер рассказывает об истории нацистских символов следующее ("Майн кампф", ч. II, гл. VII): "Когда сорганизовались наши отряды, перед нами возник один новый важный вопрос. До сих пор у нас не было ни своего партийного значка, ни своего партийного знамени. Это стало вредно для движения… Я уже с детских лет знал, какое великое психологическое
значение имеют подобные символы и как действуют они прежде всего на чувство.” Новому режиму, захватывавшему власть политически слабой Германии, нужны били свои символы, как элемента сплочения нации. Гитлер не сожалел об изменении флага взамен имперского. Свою силу, силу нового движения доказывали грандиозным количеством символики, огня, света, прожекторов, по-германски стройными колоннами. Это и есть гитлеровское воздействие на чувство — создание у нации трепета перед символами, вождем.
Хотя и в этом фашисты оказались не первооткрывателями. Из истории нашего с Вами Отечество, хорошо известно, как происходил подобный процесс в коммунистической России. Обескураженные романтизмом революции мы рушили все старое, уничтожали с остервенением и дикостью культовые сооружения, храмы и монастыри. Создавали свои места поклонения и почитания (мавзолей Ленина, многочисленные памятники вождям), меняли признанные народом праздники, на новые, зачастую выдуманные. Сломали хребет русской нации — православную веру,- так, что и по сей день пожинаем плоды этой разрухи, в виде бездуховности, безразличия друг к другу. Ведь и процесс крещения Руси имел определенные параллели — новые боги, места поклонения, праздники. Где процесс полной замены не состоялся, там происходил симбиоз язычества и православия, к примеру празднование дня Ивана Купало.
В своей книге “От диктатуры к демократии” Шарп Джин, известный сценарист цветных революций, пишет о ненасильственных методах захватах власти. Среди них особое место занимают символические общественные акции: вывешивание флагов, использование предметов символических цветов, ношение символов, передача символических объектов, символическое зажигание огней (факелы, фонари, свечи), выставление портретов, рисование в знак протеста, установка новых уличных знаков и названий, символические звуки, символическое "освоение" земель, жесты. Так происходит формирование повестки политического движения, класса, нации.
От теории к делу: фашистское движение просто не могло обойти стороной символ огня. Ведь владение им — это причастность к божеству. Реставрируя языческие символы, трепет перед огнём имеющийся в человеке от природы — верный путь устрашения, предлагающий человеку присоединиться к варварам с факелами, либо остаться в тени, т.е. уйти. В фильме “Обыкновенный фашизм” режиссера Михаила Ромма, рожденного в Иркутске в семье ссыльных, шествие фашистов в честь избрания Гитлера рейхсканцлером в 1933 году, было прокомментировано как “превращение человека в дикаря, причем торжественное превращение в дикаря”. Фашисты присваивали мощные символы, необходимые для формирования и поддержания стада.
Где еще проходят факельные шествия.
В самой Германии, не стране проигравшей в войне, а стране поборовшей фашизм в себе, переболевшей коричневой чумой. Церемонией музыкально-факельных шествий провожают канцлеров с поста. Так называемая Grosser Zapfenstreich существует с 19 века, проводится за выдающиеся заслуги. Последний кто удостоился такой чести — Герхард Шредер.
Следует еще раз отметить, что факельные шествия не являются нацистской традицией. С такими шествиями во многих странах (например факельное шествие в 1935 г. в Белграде), ходили скауты. Бывшие пионеры помнят пионерские факельные шествия на день пионерии — тогда не было промышленно изготовленных факелов и просто прибивали к палочкам консервные банки, а туда вставляли тряпочку и наливали солярку. (Таким образом изготовлены факелы и на шествиях в нашем районе.) Воспоминания участника: "время мы проводили интересно. Пионерские костры, субботники в парках, факельные шествия, экскурсии..." После войны, с зажженными факелами шествовала молодежь: в таких шествиях, посвященных “борьбе за мир во всем мире”, принимали участие многие представители старшего поколения россиян.Традиционно, в городе Звенигороде, в советский период времени, совместно с пионерами города, проводилось факельное шествие, посвященное дню начала Великой Отечественной Войны. Что касается факельных шествий на День Победы, то такой традиции уже не менее 40-ка лет, и вот некоторые примеры:
В Керчи традиция факельных шествий и восхождения на Митридат в канун Дня Победы, берет начало в 1973 году. Накануне Дня Победы (7 мая) жители Кореновска ходят на факельное шествие в память о погибших земляках и всех героях Великой Отечественной. На День Победы ходят на факельное шествие в г. Александрове — факел ассоциируют с поминальной свечей В факельное шествие ходят в Брянске, селе Дубынском в Казанского района. Ежегодно, уже шестой десяток лет, каждый День Победы в городе Изюме заканчивается одним и тем же — многотысячным факельным шествием на гору Кременец. В 1942-м году на так называемом Изюм-Барвенковском направлении погибли 800 тысяч солдат. 23 апреля 2013 года в Армавире и Ереване состоялось шествие к мемориалу жертв геноцида.
Патриот=националист (фашист)?
К сожалению, в разрухе 90-х, российское общество, занятое материально бытовыми ценностями, оказалось в идеологическом вакууме. Порушив все старое, не предложив ничего нового и закрепив в конституции страны отсутствие любой идеологии, как догмы, общей цели, — мы проиграли информационную битву. Подрастающему поколению всегда была и будет нужна идеология, кучка, братва, если хотите. Если государство или общество не будет генерировать смыслы, тогда этот вакуум заполнится из других источников, и отнюдь не в интересах общества и государства. Вот тогда и начался расцвет националистических движений в России. Даже сегодня, гуляя по многолюдным городским скверам, вы встанете на скамью и крикнете “Слава России” — Вас посчитают нацистом. Хотя мы понимаем, что ничем коричневым слова “слава” и “Россия”, равно как и восхваление Родины, незапятнанны. Примечательно, что выступая на параде в честь Дня Победы В.В. Путин оканчивал свою речь словами “Слава России!”, дав тем самым новые смыслы в развитии патриотизма в обществе.
Мы — дети Победы, люди сам факт жизни которых связан с кровавыми событиями войны, имеем полное право, восхвалять свою Родину, страну, её историю любым доступным нам способом. Естественно, не противоречащим закону.
Идеология акции.
Пламя Победы — это мирный огонь созерцания в руках молодого поколения, благодарного своим дедам, прадедам за жертву в Великой Отечественной Войне. Огонь свеч — аллегория на тему жизни: освещая нам путь свеча погаснет, как и те, кто воевал и трудился для дела Победы. Факелы в руках молодежи — созидательный огонь, символизирующий нашу память о том, что укрощение огня-разрушителя дается огромной ценой. Мы — дети Победы, дети Победителей, и нам по праву доверенно судьбой хранить мирное начало. Череда акций по району — это эстафета мира. Вспоминая события минувших лет, мы скорбим об убиенных, обязуясь сохранить мир для будущих поколений. И этой нити не прерваться! Вырвав из грязных фашистских лап силу огня, мы не допустим пожара войны!