Иркутск вышел из бензинового кризиса с жалобами на повышение цен
Автолюбители в качестве довода на неправомерность повышения цены на бензин указывали на то, что производят его на территории Иркутской области, что, по и мнению потребителей, должно удешевить продукцию. Однако руководитель УФАС Валентина Заморина пояснила, что на процесс ценообразования на ГСМ влияют многие другие факторы.
АНХК входит в состав ОАО НК «Роснефть». Компания оказывает услуги по переработки нефти и не имеет права как на формирование цены на продукты ее переработки, так и на их продажу. Роснефть доводит до компании разнарядки отправки бензина по территории Иркутской области и Дальнего Востока. К тому же бензин для Ангарской нефтехимической компании лишь один из продуктов производства, в отличие от Ачинского нефтеперерабатывающего завода, специализирующегося на выпуске топлива. АНХК обязано производить и иные продукты для химической промышленности.
Формирование оптовой и розничной цены усредняется, исходя из стоимости закупки топлива, его доставки и иных затрат, связанных с хранением ГСМ на нефтебазах и работой АЗС, АЗК. Кстати, средняя стоимость транспортировки бензина в Иркутскую область составляет более 1,9 тыс. рублей на тонну. Увеличение стоимости доставки в августе, в сравнении с январем этого года (1186 рублей) составило более 38%. Это связано, в частности, и с остановкой после пожара Ачинского НПЗ летом 2014 года.
В России нет государственного регулирования цен на бензин и дизтопливо. Основным индикатором при рыночном формировании стоимости цены являются цены биржевых торгов и внебиржевых сделок, зарегистрированных на торгах. Биржевая цена постоянно растет, так по состоянию на 23.10.2014 г. цена бензина АИ-92 составляет 40280 рублей за тонну. Одновременно увеличивается и стоимость по внебиржевым сделкам.
Оптовая стоимость тонны АИ-92, так называемая цена на «воротах НПЗ» (без стоимости доставки) по состоянию на 21.10.2013г. – от 38,1 до 42 тыс. рублей, то есть от 29,8 рублей за литр и выше. К стоимости товара необходимо прибавить услуги доставки и другие расходы, связанные с хранением топлива моторного на нефтебазах и с реализацией в розницу.
«Я не исключаю, что отдельные розничные продавцы ГСМ могут спекулировать на перебоях с поставками топлива, связанных с ремонтными работами на АНХК и остановкой Ачинского НПЗ, и завышать цены, — говорит Валентина Заморина. — УФСН готово проводить по таким фактам расследования. Но для этого нужно заявление с конкретным адресом АЗС, с приложением чека. Управление не может ответить заявителю по существу без проведения проверки конкретного хозяйствующего субъекта. Но ответить мы обязаны на любое обращение. В результате наши ответы содержат только разъяснения. Вот последнее заявление от гражданина, он спрашивает, почему в Тулуне и в Москве цена литра АИ-92 практически одинаковая, а в Усть-Илимске на 3 рубля больше. Что можно ответить заявителю, естественно – затраты на бензин в северных территориях всегда выше».