Иркутская область находится на 64 месте среди российских регионов по расселению аварийного жилья
По итогам мониторинга Центра ОНФ «Народная экспертиза» стало известно, что власти региона за 30 месяцев из 44-х смогли расселить всего 237,68 тысяч кв м из запланированных по программе 573,66 тысяч кв метров. Это 1 920 аварийных домов. Уровень исполнения целевого показателя составил 41%. При этом жильцы аварийного и ветхого фонда должны быть расселены до конца 2017 года.
В некоторых городах наблюдается значительное отставание от графика по расселению, которое составляет свыше трех месяцев. Наиболее проблемная ситуация наблюдается в Усть-Кутском и Усольском муниципальных районах, где к расселению заявлены 68 домов общей площадью свыше 10 тысяч квадратных метров, отмечается в сообщении ОНФ. Всего отставание наблюдается в 20 муниципальных образованиях, которые участвуют в программе переселения. По информации представителей муниципальных образований, у каждого города есть свои проблемы, мешающие процессу переселения.
Так, в Тулуне и Братске власти жалуются на частые изменения в законодательстве. Это вызывает изменения проектов жилья и, соответственно, бюрократические отсрочки в строительстве. Вдобавок администрации этих городов ограничены регионом в возможности выкупа квартир в аварийных домах. Это при своевременном задействовании может способствовать сокращению сроков реализации программы.
Эксперты отмечают, что отдельной проблемой Иркутской области являются вопросырасселения бывших строителей Байкало-Амурской магистрали, которые более 30 лет проживают во временных бараках, непригодных для жизни. Согласно условиям региональной программы, БАМовцам полагается улучшение жилищных условий. Так, одиноко проживающему гражданину власти региона должны предоставить 33 кв метра новой жилплощади, невзирая на то, какой метраж человек занимал в аварийном доме.
В отношении жителей БАМовских бараков должны действовать условия, предусмотренные региональной программой. Но, судя по сигналам от граждан, местные администрации, пользуясь низкой информированностью населения, предлагают переселяться на условиях федеральной программы, то есть с сохранением метража.
Эксперты центра ОНФ «Народная экспертиза» оказали поддержку жительнице одного из бараков. На женщину администрация одного из поселений подала иск в суд. В процессе судебного разбирательства по рекомендации экспертов Центра ответчица ходатайствовала о приобщении к материалам дела выдержки из постановления правительства Иркутской области по БАМовским домам, где чётко написано, что её дом входит в этот список.
После того, как в суде она озвучила эту информацию, представители администрации исковые требования отозвали и предложили мировое соглашение и квартиру нормативной площади, на которую она согласилась.
Ситуация с аварийным жильем в Иркутской области может быть решена при условии жесткого контроля со стороны региональных властей. Такое мнение было высказано экспертами на селекторном совещании с Фондом содействия реформированию ЖКХ 23 августа. В ходе общения с заместителем председателя правительства Иркутской областиРусланом Болотовым было озвучено, что Фонд готов оказать содействие в предоставлении дополнительных средств из федерального бюджета для завершения расселения по программе аварийного жилья, при условии обоснования властями Иркутской области необходимости их выделения.
Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев, комментируя ситуацию, подчеркнул, что качественной и своевременной реализации программы расселения сегодня ждут тысячи жителей аварийных домов Иркутской области:
— Считаю, что для этого есть все возможности. Федеральный центр в лице Фонда развития ЖКХ, готов оказывать помощь, понимая те сложности, с которыми столкнулась область, необходимые средства выделены. Важно, чтобы региональное правительство, понимая свою ответственность за реализацию программы и не политизируя ситуацию, организовало конструктивную работу с муниципалитетами, добиваясь реального результата.
В числе проблем в Иркутской области, к слову, Фонд назвал ежегодно меняющиеся показатели наличия аварийного жилья, «зависший» этап реализации программы по 2014-2015 годам в Усть-Илимске и посёлке Магистральный Казачинско-Ленского района, высокий уровень конфликтности с населением, выраженный в количестве судебных разбирательств. Также представители Фонда считают, что в Иркутской области отмечается низкая законтрактованность на этапе 2015-2016 годов (69%) и 2016-2017 годов (4%), недостоверная отчётность, дефектность новых домов. Кроме того, финансированием в Иркутской области обеспечено только 2/3 контрактов.
При этом со стороны властей Иркутской области прозвучали аргументы о том, что региону не хватает финансирования программы. Кроме того, представители региональной власти заявили, что муниципальные районы плохо ведут работу по подготовке участков для застройки, а мэры затягивают сроки перечисления средств подрядчикам.
Напомним, ранее стало известно, что представители Фонда выразили согласие поддержать ходатайство области перед Минфином РФ о выделении дополнительного финансирования на выполнение указа президента.