Малые и средние предприниматели Иркутской области получат антимонопольный иммунитет
Иммунитет распространяется на предприятия малого и среднего бизнеса, чья годовая выручка составляет не более 400 млн рублей. Иммунитет не распространяется на финансовые организации, например микрозаймовые. Попавшие под определение «торговая сеть» предприятия, например пара ларьков с одним владельцем в небольшом населенном пункте с годовой выручкой менее 400 млн рублей, тоже могут получить такой иммунитет.
Но ко всем торговым сетям, в свою очередь, сильно ужесточены требования. Если раньше под злоупотреблением правом подразумевалось то, что предприниматель (или группа лиц) занимает доминирующее положение на рынке, имея долю на нем более 35%, то сейчас занимаемая доля во внимание не берётся. То есть если теперь владелец любой торговой сети злоупотребляет правом и на него не распространяется иммунитет, то дело возбуждается.
Введены еще несколько изменений по отношению к торговым сетям. Во-первых, максимальный размер вознаграждения, которое они могут получить от поставщика, снижен с 10% до 5%. Превышение 5% будет рассматриваться как нарушение антимонопольного закона. Во-вторых, все дополнительные услуги (логистика, реклама, упаковка, обработка), оплата которых раньше не входила в 10% вознаграждения, а оплачивалась дополнительно, теперь входят в 5%, получаемых от поставщика. То есть все любые дополнительные сборы ложатся на поставщиков продовольственных товаров, и снижение процента вознаграждения так же положительно повлияет на цену товара. Валентина Заморина объясняет, что если закон будет соблюдаться, то потребитель в розничной стоимости товара увидит разницу между 5% и 10%. Изменения в договоры с поставщиками владельцы торговых сетей должны внести до 1 января 2017 года, до этого срока работа по старым договорам не считается нарушением.
За нарушение антимонопольного законодательства повышены штрафы: для юридических лиц сумма штрафа составляет от 1 до 5 млн рублей, для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. рублей.
Поскольку часто торговые сети подолгу не рассчитываются с поставщиками, которые, в свою очередь, брали займы и поднимали стоимость продукции, сейчас сроки для расчёта за различные группы товаров значительно снижены. Например, раньше за скоропортящиеся продукты с поставщиком нужно было рассчитаться за 10 дней, то сейчас – за 8. Поставщики продукции, в свою очередь, обязуются представить торговой сети все документы в трехдневный срок.
Все эти изменения, с одной стороны, дают преимущество предприятиям малого и среднего бизнеса, если они добросовестно выполняют свои обязанности, нарушения антимонопольного законодательства быть не может. С другой стороны, повышается ответственность торговых сетей и поставщиков, принуждая их к соблюдению антимонопольного законодательства на благо потребителей.
Тулупова Галина