Мы помним вас жертвы политрепрессий
В конце мая 1991 года общественность Иркутской областибыла потрясена страшным событием: 25 числа были произведены раскопки тел расстрелянных в 1936-37 годах так называемых «врагов народа» в здании бывшейКиренской тюрьмы. А 26 мая останки тел погибших были захоронены на одном из киренских кладбищ. По воспоминанию очевидца
О. П. Колоновской в этот день в городе стояла мертвая тишина. Гробы с телами убитых везли на захоронение с раннего утра до поздней ночи.
20 августа 2013 года жители Казачинского С.Д.Фунникова, М. И. Добрынин, А. А. Склянова, О. П. Колоновская, Л. И. Тарасова, В. И. Добрынина посетили в очередной раз г. Киренск с целью поминовения своих родных -жертв политических репрессий.В важном мероприятии также приняли участиесотрудники центральной районной библиотеки – директор МЦБСЛ. Ю. Левашова, методист – автор статьи, директор районного краеведческого музея А. Н. Потапов, С. Кошкарев – специалист по рекламе,руководитель общественного движения «Моя земля» Н. П. Наумов с супругой Т. А. Наумовой, настоятель Свято – Никольского храма с. Казачинское отец Владимир и певчая клироса Е. А. Чирикова.
Хлебом – солью встретили нас заместитель Главы администрации Киренского района, директор межпоселенческой библиотеки В. И. Инешина, сотрудники Киренских библиотек и жители города.
Насыщенной была программа поездки: гостей пригласили в храм Спасской церкви, где отслужили панихиду по погибшим, далее посетили кладбищес Поклонным крестом – местом захоронения наших земляков. В этом святом месте Отец Владимир отслужил литию по усопшим, родные делились воспоминаниями об убитых дедах ипрадедах, рассыпали казачинскую землицу у захоронений и набрали киренской земли как дань памяти почившим безвременно.
Для киренчан это событие –день поминовения репрессированных — особо значимое. До сих пор Киренск — это единственное в России захоронение репрессированных, по которому через сорок лет смогли восстановить имена всех убитых. «Тайну захоронения в 1991-м открыл Георгий Григорьевич Житов. Он работал в органах госбезопасности Киренска в 49-м году. Тогда, один из сотрудников, рассказал ему о работе в 1937-м.
Тела были пересыпаны известью и находились в холодной линзе. Поэтому хорошо сохранились. В Киренске подняли 81 мужское тело и 2 женских. В одежде одного нашли бумаги 38-го года — справку о сдаче сельхозналога и квитанцию из НКВД, выданные на имя Налунина. По этой фамилии в архивах ФСБ смогли восстановить имена всех погребенных в подвале Киренского НКВД. Их похоронили в общей могиле. Родственники приезжали со всего мира… Время показало, что в длинном списке замученных и убитых людей нет ни одного врага народа.Обвинения были явно надуманными, не соответствовавшими действительности…
В делах многих репрессированных из Казачинско-Ленского района одно обвинение — подготовка теракта на мосту через Киренгу. Первый мост через Киренгу появился спустя 60 лет, когда строили БАМ. В 1938-м многие обвиняемые впервые слышали слово «мост» (из публикаций в Интернете).
В программе нашей поездкибыло также посещение районного краеведческого музея. Залы, стилизованные под русскую старину с радушием приняли своих гостей. Многие из нас не удержались и попытались поднять бивни мамонта, удивляясь, что здесь возможно то, что обычнозапрещено в музеях – трогать экспонаты.
В заключение визита нас пригласили в центральную библиотеку на час памяти ивыставку – обзор, который провела директор Валентина Иосифовна Инешина. Присутствующие были поражены, какой огромный, кропотливыйтруд совершили работники этой библиотеки по сбору уникального краеведческого материала о периоде «сталинских застенков» в нашем крае.
И, по русской традиции встреча завершиласьпоминальным ужином, во время которого мэр г. Киренска заверил всех, что средства на продолжение раскопок будут найдены, а все безвинно погибшие захоронены (прим. автора: «Существует мнение, что извлеченыне все останки расстрелянных, скорее всего глубже имеется еще один слой убитых).
И вот, прошел почти месяц с той памятной поездки, но одна мысль крепнетс каждым новым днем: «Сколько лет пролетело с официального захоронения, а родственники зверски убиенных помнят их, посещают родную могилу. А коль будет так, то и живы будут наши предки, станут души их памятью и скорбью нашей…»
Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
(Т. Руслов)
Мануйлова О. А. – методист МКУК МЦБС