Местные власти в Иркутской области не поддерживают укрупнение мелких поселений
Вадим Семёнов рассказал, что Ассоциация муниципальных образования провела анализ замечаний и предложений местных властей по вопросу укрупнения малонаселенных МО. Несогласие глав, по его словам, связано, в первую очередь, с труднодоступностью многих территорий, с удалённостью поселений от районных центров и друг от друга. В пример Семёнов привёл Чичковское сельское поселение в Усть-Удинском районе, которое в случае укрупнения войдёт в состав Новоудинского сельского поселения, находящегося на расстоянии 27 км и через залив Братского водохранилища. В этом случае для населения может стать большой проблемой оформление земельных участков, получение различных справок, выписок из похозяйственных книг, оформление детских социальных пособий. По словам Вадима Семёнова, с июня по октябрь людям придётся на пароме преодолевать залив водохранилища, зимой смогут пользоваться ледовой переправой, в остальное же время добраться до администрации будет невозможно.
«Этот пример не единичен. Не будут иметь реального доступа и 386 жителей Тунгуского сельского поселения в Черемховском районе, находящегося в таежной местности на расстоянии 130 км от районного центра. И так практически в каждом районе», – сообщил Вадим Семёнов. Он добавил, что в соответствии с федеральным законом №131 границы сельского поселения, в состав которого входит несколько населенных пунктов, как правило, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех.
По словам Вадима Семёнова, власти Качугского района приводят в качестве аргумента то, что при укрупнении не только снизится оперативность решения вопросов местного значения из-за удаленности населенных пунктов, но и возникнет необходимость вносить изменения в генпланы поселений. А еще, вероятно, потребуется выбрать новых глав и депутатов. Это потребует дополнительных финансовых затрат.
Депутат Тимур Сагдеев рассказал, что к нему тоже поступают обращения по поводу укрупнения муниципальных образований. Он попросил уточнить, какие есть критерии для укрупнения МО помимо малой численности населения. Парламентарий также поинтересовался точкой зрения Ассоциации на то, приведёт ли укрупнение к экономии бюджетных денег или же к менее эффективному их использованию. Вадим Семёнов ответил, что, помимо численности, нельзя ущемлять интересы людей по обращению в органы местного самоуправления для получения различных услуг. Заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов сообщил депутату, что представит ему перечень критериев.
Говоря о возможности сэкономить при укрупнении МО, Вадим Семёнов сообщил, что Ассоциация сомневается, что будет большая экономия. «Я думаю, и правительство понимает, что торопиться в данном вопросе ни в коем случае не нужно. Нужно внимательно изучить его, провести консультации с участниками процесса – муниципалитетами, заслушать мнение населения на сходах», – сообщил он.
Депутат Илья Сумароков согласился с тем, что перед решением вопроса по укрупнению нужно спросить мнение жителей поселений. Он напомнил, что во времена Хрущёва в Братском районе создали совхоз, в который вошло 200 деревень. «Абсолютно неуправляемая схема была. Мы чего хотим добиться?», – сказал парламентарий.
По мнению Вадима Семёнова, решения по объединения городов и районов, как это случилось в Ангарске и АМО, также должна определять позиция населения. По его словам, идею такого объединения высказывали депутаты думы Усть-Кута, обсуждали такую возможность в Нижнеилимском районе. Депутат Анатолий Дубас напомнил, что ранее Нижнеилимским районом и Железногорском-Илимским управлял один мэр, которому подчинялись все посёлки. Мэр Черемхово сообщил, что такое укрупнение он поддерживает. «Я бы с удовольствием сегодня и Черемховский район забрал, и Свирск. Может, часть Усольского, если дадут. С большим удовольствием», – сказал он.
Рымарева Мария