Депутаты северных территорий Приангарья обсудили в Усть-Куте вопросы социально-экономического развит
В ходе работы семинара обсуждались актуальные задачи органов местного самоуправления в разрезе нынешней социально-экономической ситуации в Иркутской области, проблемы и перспективы, касающиеся обеспечения доходной части бюджетов муниципалитетов, сферы здравоохранения, а также вопросы по закупкам товаров и услуг для муниципальных нужд, по отлову и содержанию безнадзорных кошек и собак. Об этом сообщает пресс-службаЗаконодательного собрания по Иркутской области.
Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении парламента региона Борис Алексеев отметил, что экономический кризис повлиял на жизнь в Приангарье. По его словам, наблюдается снижение доходов населения, в то же время зафиксирован рост тарифов на услуги ЖКХ на 9%; замечен спад темпов строительства и развития сельскохозяйственной отрасли. «Есть тревожные цифры по уровню безработицы, объемам задолженности по заработной плате, уровень оттока населения растет», – констатировал Борис Алексеев.
Он подчеркнул, что отдельным направлением деятельности, требующим особого внимания, являются обеспечение и совершенствование кадровой политики в муниципальных образованиях. Предстоит работа по включению Железногорска в программу ТОР.
Первый заместитель министра финансов Иркутской области Александр Каневский в своем выступлении подробно остановился на теме налоговой отдачи предприятий тех районов, представители которых присутствовали на мероприятии. Он рассказал, что ряд компаний перечисляют налог на прибыль, но при этом перечисления НДФЛ происходят в несопоставимых размерах или совсем не зафиксированы.
«Сегодня большое внимание приковано к организациям лесной отрасли, и та налоговая отдача, которую мы в получаем от этих предприятий, несопоставима с реальной картиной, складывающейся в части прибыльности и рентабельности данных компаний, – сказал первый замминистра финансов. – Большинство из них не только не платят НДФЛ по месту лесозаготовок, но и вовсе уходят от налогообложения: из 95 компаний, которые работают в четырех муниципальных образованиях, представленных на семинаре, платили НДФЛ в местные бюджеты 55 компаний».
Александр Каневский также отметил, что при этом объем заготовленной древесины составляет 8,9 млн. кубометров, а платежи в бюджет сформировались на уровне 420 млн. рублей или 48 рублей за один кубометр. «Тогда как по данным «Лес он-лайн» стоимость одного кубометра экспортной цены на круглый лес в 2015 году составлял 4 209 рублей. То есть мы поучаем налоговую отдачу от лесной отрасли в объеме всего лишь 1,1% от выручки леса», – заметил первый замминистра.
Часть выступления Александра Каневского была посвящена уплате земельного налога. Отметив, что многие муниципалитеты столкнулись с проблемой оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и недвижимого имущества в жилом фонде, Александр Каневский добавил, что все же не все муниципальные образования потеряли в земельном налоге. В том числе, Нижнеилимский район показал беспрецедентный рост по сбору земельного налога – плюс 36% в сравнении с прошлым периодом; Казачинско-Ленский район – плюс 19%; Усть-Кутский район – плюс 6%.
Отдельно на семинаре рассмотрели вопрос, касающийся платы за негативное воздействие на окружающую среду. В конце декабря 2015 года были приняты изменения в законодательство о том, что отчисления теперь будут производиться ежеквартально, а не по итогам года. Александр Каневский сообщил, что таким образом дополнительные доходы у Нижнеилимского и Киренского районов возрастут и составят 9,3 млн. рублей и 3,6 млн. рублей соответственно.
По итогам выступлений на финансово-экономические темы, прозвучал ряд вопросов и предложений от местных депутатов, глав муниципалитетов. Одним из основных озвученных предложений стало перераспределение финансовых источников. Глава Киренского муниципального образования Кирилл Свистелин обозначил, что необходимо как минимум 5% НДПИ оставлять в местных бюджетах. В отношении налоговой отдачи глава Казачинско-Ленского МО Александр Абраменко поддержал сказанное первым замминистра финансов, но заметил, что для регулирования этого процесса необходим механизм: «законодательные рычаги должны быть на местах для того, чтобы понудить организации в полном объеме платить налоги».
Аудиторию также интересовали вопросы по реструктуризации долгов муниципальных образований. Однако позиция минфина остается прежней – муниципальные образования обязаны выполнять свои финансовые обязательства и возвращать долги в соответствии с бюджетным законодательством.
Представителей территорий остро волновал вопрос о проектно-сметной документации, которая уже полностью готова, но финансирование на нее так и не предусмотрено в государственных программах, а буквально через 3-5 лет она устаревает. Например, жителей Усть-Кута интересовало строительство моста через реку Кута, взамен обрушившегося в 2013 году в результате паводка. ПСД на данный объект готова, на ее разработку из местного бюджета было затрачено 22 млн. рублей. В данном вопросе минфин не дает никаких прогнозов, отмечая лишь то, что в текущем году приоритет был отдан тем объектам, строительство которых уже начато. В свою очередь местные депутаты предлагают скоординировать работу министерств и на региональном уровне определить приоритетные объекты в тех или иных муниципалитетах, чтобы не готовить ПСД без надобности, а соответственно и не тратить средства из местных бюджетов неэффективно.
Теме подготовки ПСД в своем выступлении уделила внимание и председатель КСП Иркутской области Ирина Морохоева. Она сообщила присутствующим, что в 2015 году палатой проводилась экспертно-аналитическая проверка по итогам 2013-2014 года по оценке проектно-сметных документов, согласно которой за счет местных бюджетов была разработана ПСД с прохождением государственной экспертизы на 132 объекта на сумму 123 млн. рублей. При этом, по словам Ирины Морохоевой, в государственные программы было включено лишь 30 объектов или 22% от подготовленной ПСД. Порядка 90 млн. рублей, затраченных из местных бюджетов на подготовку проектно-сметной документации, остались невостребованными. Председатель КСП добавила, что выходом их ситуации может стать утверждение к областному бюджету отдельного приложения, которое бы включало все бюджетные инвестиции, в том числе осуществляющиеся в территориях.
Об основных нарушениях в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд рассказал заместитель министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Андрей Сеньков, который остановился на нововведениях федерального законодательства в сфере закупок. Главное, на что он обратил внимание присутствующих, – срок утверждения плана закупок до 1 августа. В связи с этим местные органы самоуправления должны будут принять соответствующие правовые акты.
Заместитель руководителя службы ветеринарии Иркутской области Николай Лазаревсообщил, что в настоящий момент прорабатывается вопрос по созданию подведомственной службе структуры по регулированию численности безнадзорных животных, чтобы убрать эти полномочия с муниципалитетов. Кроме того, по его словам, разработаны поправки в региональное законодательство о сокращении сроков по передержке животных с шести до одного месяца. За этот период животное будет стерилизовано или кастрировано, пройдет все необходимые процедуры и, в случае если животное не агрессивное, выпущено на волю.
Большой блок вопросов прозвучал после выступления начальника управления развития системы здравоохранения министерства здравоохранения Иркутской области Владимира Погорелова. В частности они касались доступности медицинских услуг. Так, много нареканий поступает по получению медицинской помощи у узких специалистов, в том числе длительное ожидание как при регистрации пациентов на прием, так и очереди в учреждениях здравоохранения. Отмечалась высокая загруженность врачей и младшего медицинского персонала, нехватка специалистов в целом.
Кроме того, поднимались вопросы отдаленности медицинских учреждений от жилых поселков в северных территориях. Например, депутаты Усть-Кутской районной думы поставили вопрос об организации хосписа или отделения сестринского ухода, учреждения временного пребывания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на базе больницы в поселке Верхнемарково. В настоящий момент, по словам председателя думы Усть-Кутского МО Валерия Носовко, здание больницы используется неэффективно, поскольку там организован лишь дневной стационар на пять коек, круглосуточный лечебный стационар производиться не может. Людям приходится ездить за 150 км в районную больницу, чтобы получать круглосуточное стационарное лечение.
Вопрос, связанный с больницей в Верхнемарково, отдельно обсуждался на встрече депутатов Законодательного собрания и представителей местной власти с главным врачом Усть-Кутской районной больницы Анатолием Ильиным накануне семинара в ходе посещения районного учреждения здравоохранения. Борис Алексеев отметил, что будет прорабатывать эту тему с министром здравоохранения Иркутской области.
На сегодняшний день, как рассказал Анатолий Ильин, в больнице поселка Верхнемарково организованы приемы врача-стоматолога и врача-педиатра, работа процедурного кабинета, кабинет функциональной диагностики, пост круглосуточного оказания скорой медицинской помощи. Врачи узкой направленности Усть-Кутской районной больницы, такие как хирург, эндокринолог, выезжают еженедельно для приема пациентов Верхнемарково.
Однако Анатолий Ильин отмечает, что основная проблема для районной больницы – низкая обеспеченность медицинскими кадрами. «Наши узкие специалисты, которые работают у нас сейчас в единственном числе. Поэтому, когда мы направляем врачей в Верхнемарково, то автоматически район не имеет возможности попасть к данному врачу», –сказал главврач Усть-Кутской районной больницы. Он также отметил, что кроме дефицита врачей, существует и проблема низкой обеспеченности средним медицинским персоналом. Все озвученные вопросы взяты депутатами и региональным минздравом в проработку.
Кроме того, в ходе двухдневной рабочей поездки в Усть-Кут группа депутатов Законодательного собрания посетили предприятия – ОАО «Осетровский речной порт» и строительную площадку комплекса по приему, хранению и отгрузке сжиженных углеводородных газов.
Подводя итог двухдневного визита, Борис Алексеев отметил, что результатом совместной работы депутатов Законодательного собрания, правительства области и представителей власти муниципальных образований является развитие экономики на севере Иркутской области, увеличиваются объемы промышленного производства, в том числе рост отмечен в Усть-Кутском МО, Киренском МО и Казачинско-Ленском МО.
«Сегодня мы можем отметить, что сделан шаг вперед по развитию инфраструктуры. Дорога «Вилюй» приведена в надлежащее состояние от Усть-Кута до Братска и вполне уверенным становится прогноз о том, что к 2017 году грунтовые разрывы на участке Усть-Кут – Братск будут закрыты. На сегодняшний день стабильно работает аэропорт города Усть-Кута, запустились авиаперевозки в Казачинско-Ленском и Нижнеилимском районах, стабильно осуществляются авиаперевозки в Киренский район, – поделился депутат. – Вместе с тем мы реально осознаем, что с ростом промышленного производства и с увеличением объема производимой продукции природного характера, такой как нефть и газ, мы все-таки не видим реальной отдачи в бюджеты муниципальных образований. И это предмет нашей дальнейшей работы».
Борис Алексеев добавил, что необходимо определиться по проекту «Территория опережающего развития» на севере Иркутской области. По его словам, он намерен при поддержке своих коллег активно добиваться реализации этого проекта через госпрограмму по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.